Размер: A A A
Контраст: A A

Методы георадиолокационной диагностики железнодорожного пути

Методы георадиолокационной диагностики железнодорожного пути
Для рационального планирования и разработки проектов капитального и среднего ремонтов пути, усиления земляного полотна необходима полная и достоверная информация о состоянии балластного слоя, основной площадки, подбалластной и откосных зон земляного полотна. В этих целях эффективно применение геофизических методов диагностики с использованием георадаров.
В РГУПС разработаны методы георадиолокационной диагностики состояния балластного слоя, объектов земляного полотна и оползнеопасных склонов.
Метод георадиолокации основан на отражении электромагнитных волн высокой частоты от границ раздела сред с различной диэлектрической проницаемостью.
Метод георадиолокации позволяет, в дополнение к дискретной (точечной) информации по отдельным скважинам, получать непрерывную (сплошную) информацию на радарограммах в продольном и поперечном профилях железнодорожного пути.
Разработанная методика геодиагностики (с программным продуктом) обеспечивает:

    1. получение георадарной информации о состоянии грунтовой среды на глубине до 6-10 м;
    2. получение достоверной информации при погашении (фильтрации) помех от рельсошпальной решетки, контактной сети и обустройств железнодорожного пути;
    3. позиционирование дефектов и деформаций в подшпальной зоне, в подбалластной зоне (балластных углублениях основной площадки: корыт лож, мешков и др.), в откосах насыпей и выемок;
    4. наглядную интерпретацию результатов георадиолокационной съемки с отображением объектов земляного полотна в цифровом (масштабном) виде;
    5. выполнение обработки георадарной информации в автоматическом режиме с разделением границ раздела различных сред балласта, грунта и др. материалов и пород цветным отображением с выделением избыточно увлажненных зон, уровня грунтовых вод, разуплотненных зон и других.

Метод георадиолокационной диагностики может реализоваться в скоростном режиме при мониторинге железнодорожного пути посредством разработанного геодефектоскопа (с рупорным оснащением антенн, Notebook и др.) на базе путевой тележки.
Экспериментальные работы, проведенные на Северо-Кавказской, Московской, Юго-Восточной железных дорогах подтверждают достаточную достоверность оценки состояния объектов земляного полотна, выявление потенциально опасных, деформативных участков подбалластного основания, выявление локальных деформаций.
Метод геодиагностики является эффективным средством контроля качества выполняемых ремонтов железнодорожного пути.

Разработчик: кафедры "Физика", "Путь и путевое хозяйство"
Руководитель – д.ф.-м. н., проф. Явна В.А.